Версия для слабовидящих Обращение граждан
Герб

Сельское поселение
Башировский сельсовет
муниципального района Чекмагушевский район
Республики Башкортостан

Ежегодно 15 марта отмечается Всемирный день прав потребителей

Ежегодно 15 марта отмечается Всемирный день прав потребителей. В 2024 году Всемирная организация потребителей (ConsumersInternational) выбрала тему – «Справедливый и ответственный искусственный интеллект для потребителей».

Искусственный интеллект — это метод, позволяющий компьютеру или программному обеспечению мыслить разумно, подобно человеку. Искусственный интеллект достигается путем изучения моделей человеческого мозга и анализа когнитивного процесса. В результате этих исследований разрабатываются интеллектуальные системы. Искусственным интеллектом, например, считается программа, которая фильтрует спам в электронной почте; программа, показывающая рекламу с учетом вашего места жительства, интересов и поисковых запросов, а также голосовой помощник в смартфоне/колонке и чат-боты – способ быстро ответить на вопросы, решить проблему, порекомендовать что-то.

В настоящее время цифровой мир, неотъемлемой частью которого стал искусственный интеллект, проникнув в большинство сфер жизни людей от профессиональной деятельности до развлечений, воздействует на развитие экономики, медицины и промышленности.

Благодаря выпуску чат-ботов, которые имитируют человеческий разговор, миллионы потребителей уже используют искусственный интеллект в своей повседневной жизни. Эта технология оказывает огромное влияние на то, как мы работаем, создаем, общаемся, собираем информацию и многое другое.

Несмотря на множество преимуществ искусственного интеллекта, в Роспотребнадзоре обеспокоены тем, что его применение может иметь серьезные последствия для безопасности потребителей, такие как распространение ложной информации и нарушение конфиденциальности. Поскольку основная задача «чат-бота» – давать естественные, а не достоверные ответы, он может не отличать правду от неправды и выдавать вымышленные факты за реальные, в результате чего потребители могут получить недостоверную информацию и сделать ошибочные выводы.

В рамках проведения Всемирного дня прав потребителей Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан в Туймазинском, Бакалинском, Чекмагушевском, Шаранском районах подготовил ответы на часто задаваемые вопросы:

 

  1. Заказала изготовление и доставку пластиковых окон в квартире, внесла аванс. Придя домой, поняла, что сумма слишком велика. Я могу отказаться от договора?

Да, можете. В том случае, если окна еще не были изготовлены и доставлены Вам. Согласно ст. 32 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору. Для защиты Ваших прав рекомендуем при отказе от договора обратиться с обязательным письменным уведомлением в адрес юридического лица или индивидуального предпринимателя, у которого такие окна были заказаны для соблюдения сроков и сведения к минимуму возможных взысканий по договору.

  1. Заключила с индивидуальным предпринимателем договор о выполнении работ по остеклению лоджии. По договору остекление должно быть выполнено в течение месяца с даты заключения договора. Прошло 2 месяца. На сегодняшний день работы не выполнены, индивидуальный предприниматель ссылается на занятость мастера. Что мне делать?

В соответствии со ст. 28 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» если исполнитель нарушил сроки выполнения работы (оказания услуги) – сроки начала и (или) окончания выполнения работы (оказания услуги) и (или) промежуточные сроки выполнения работы (оказания услуги) или во время выполнения работы (оказания услуги) стало очевидным, что она не будет выполнена в срок, потребитель по своему выбору вправе:

–  назначить исполнителю новый срок;

– поручить выполнение работы (оказание услуги) третьим лицам за разумную цену или выполнить ее своими силами и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов;

– потребовать уменьшения цены за выполнение работы (оказание услуги);

– отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуг). Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков выполнения работы (оказания услуги). А также требовать выплату неустойки за нарушение сроков выполнения работ в размере 3 % цены выполнения работы за каждый день просрочки.

Первоначально Вам необходимо обратиться к исполнителю с претензией, в которой следует четко изложить факты и Ваши требования.

  1. Купила в магазине линолеум для ремонта напольного покрытия в одной из комнат и коридоре на метраж. Так получилось, что неизрасходованного линолеума осталось еще очень много.
    Могу ли я вернуть излишки в магазин, если товарный чек у меня сохранился?

Право потребителя на обмен и возврат товара надлежащего качества регламентировано ст. 25 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей». Согласно указанной норме потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации.

Потребитель имеет право на обмен непродовольственного товара надлежащего качества в течение четырнадцати дней, не считая дня его покупки. Обмен непродовольственного товара надлежащего качества проводится, если указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется товарный чек или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ.

Отсутствие у потребителя товарного чека или кассового чека либо иного подтверждающего оплату товара документа не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания. При этом в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 N 2463 утвержден перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации.

Согласно п. 4 указанного Перечня не подлежат обмену и возврату строительные и отделочные материалы (линолеум, пленка, ковровые покрытия и др.) и другие товары, цена которых определяется за единицу длины. Поэтому в Вашем случае вернуть товар не удастся.

  1. В одном из ювелирных магазинов я приобрела кольцо маме в подарок, однако при примерке выяснилось, что маме это кольцо велико по размеру. При обращении в магазин с устной претензией мне отказали, сославшись на то, что ювелирные изделия не подлежат обмену. Прав ли продавец?

Согласно ст. 25 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации. Потребитель имеет право на обмен непродовольственного товара надлежащего качества в течение четырнадцати дней, не считая дня его покупки.

Однако обменять непродовольственный товар надлежащего качества можно лишь только в том случае, если он не входит в соответствующий перечень товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату и обмену на аналогичный.

В соответствии с п. 9 постановления Правительства РФ от 31.12.2020 N 2463, ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, ограненные драгоценные камни обмену и возврату не подлежат.

  1. На день рождения мне подарили подарочный сертификат на покупки в крупном магазине косметики. Могу ли я вместо использования сертификата вернуть его обратно и обналичить?

С каждым годом подарочные сертификаты (карты) набирают большую популярность, потому что они считаются одним из лучших подарков.

Но не всегда сертификатом получается воспользоваться, например:не нашлось подходящего товара в магазине;срок действия карты или сертификата закончился.

И у потребителя возникает вопрос, как обменять подарочную карту или сертификат на равнозначную денежную сумму?

Важно помнить, что подарочный сертификат (карта) не является товаром, а лишь подтверждает внесение денежных средств за товар, который может быть приобретен как самим плательщиком, так и другим лицом в пределах суммы, доступной на подарочном сертификате (карте).

Заключенный в момент приобретения подарочного сертификата (карты) договор является по своей правовой природе смешанным договором, то есть включает элементы разных видов договоров (купли-продажи товара и предварительного договора), так как предмет договора (какой именно товар) в момент приобретения подарочного сертификата (карты) еще не определен.

Вернуть подарочный сертификат (карту) может не только тот, кто его приобрел, но и тот, кто получил его в подарок.

Если Вы хотите возвратить денежные средства за подарочный сертификат (карту), необходимо:

Во-первых, письменно обратиться к продавцу с заявлением о возврате денежных средств;

Во-вторых, обратиться в суд, в случае отказа продавца в возврате денежных средств за подарочный сертификат (карту).

 

Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан в Туймазинском, Бакалинском, Чекмагушевском, Шаранском районах готов подготовить исковое заявление на безвозмездной основе  и обратиться в суд в защиту Ваших потребительских прав и законных интересов.

 

Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан в Туймазинском, Бакалинском, Чекмагушевском, Шаранском районах в рамках проведения Всемирного дня прав потребителей 15 марта по телефонам: +7(34782) 7-31-60, 5-43-49 проводит «горячую линию» по вопросам защиты прав потребителей.